20.11.2014
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В РФ
Интервью с Егоровой И.С.
к.э.н., доцентом кафедры «Аудит и контроль» Финансового университета при Правительстве РФ
Корр. Ирина Сергеевна, Вы уже не в первый раз выступаете с разъяснениями по вопросам организации и проведения как внешних так и внутренних проверок. В настоящее время участились вопросы, связанные с государственным аудитом. Могли бы Вы дать ряд разъяснений на эту тему?
И.С. В С удовольствием. Начнем с того что, институт аудита в его современном понимании появился в РФ в 1987 г. С тех пор прошло немало лет и слово «аудит» из вызывающего множество вопросов превратилось в «модное». В настоящее время среди видов аудита встречаются производственный, экологический и т.д. аудит. В этой связи необходимо отметить, что применение слова «аудит» к определенному виду деятельности является не всегда корректным, что относится по нашему мнению, в том числе и к государственному аудиту.
Термин «государственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, поэтому он ассоциируется у пользователей с государственным контролем средств бюджета, нежели с государственным аудитом.
Международная организация высших органов государственного аудита (ИНТОСАИ) включает в себя Счетные палаты ста восьмидесяти девяти государств - это всего на три меньше, чем количество государств - членов ООН [4]. В число таких стран входит Счетная палата Российской Федерации, которая осуществляет государственный аудит.
Определение аудита в РФ регламентирует Федеральный закон от 30.12.2008 г. №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", согласно которому «аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности».
Корр. И.С., а в существует ли четко сформулированное определение термина «государственный аудит» в российской практике?
И.С. В настоящее время в российской практике аудита нет четко сформулированного определения "государственный аудит". Даже в Федеральном законе от 05.04.2013 г. №41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" государственный аудит отождествляют с государственным контролем. Данный нормативный документ ставит знак равенства между понятиями "контроль" и "аудит". Поэтому возникают проблемы с идентификацией данного вида аудита и его характеристикой.
В этой связи нами сделана попытка определения сущности государственного аудита и его отличительных особенностей как одного из видов аудита в «традиционном понимании» (таблица 1).
Таблица 1.- Сравнительная характеристика государственного аудита и аудита «в традиционном понимании»
Параметр
|
Государственный аудит
|
Аудит (ФЗ №307)
|
Нормативно-правовая база
|
ФЗ-41 "О Счетной палате РФ" [2], Регламент счетной палаты, СГА №101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия", СФК №104 "Проведение аудита эффективности использования государственных средств", Регламент Счетной палаты и т.д.
|
ФЗ-307 "Об аудиторской деятельности" [1], Кодекс профессиональной этики аудиторов", "Правила независимости аудиторов" федеральные стандарты аудиторской деятельности
|
Цель
|
Контроль за эффективностью и целевым использованием государственных средств
|
Выражение мнения о достоверности ведения учета и составления отчетности
|
Субъект аудита
|
Счетная палата как высший, постоянно действующий орган внешнего государственного аудита (контроля)
|
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы
|
Объекты аудита
|
Государственные средства, федеральная собственность, федеральный бюджет и бюджеты федеральных внебюджетных фондов, их проекты и так далее
|
Данные бухгалтерской (финансовой) отчетности организации
Объекты в рамках сопутствующих и прочих услуг
|
Несложно заметить явные противоречия между понятиями «государственный аудит» и «аудит в общепринятом понимании».
Корр. Могли бы Вы идентифицировать источник приведения видов аудита?
И.С. Виды государственного аудита приведены с СФК №101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия".
Финансовый аудит - контрольные мероприятия, главной целью которых является определение достоверности финансовой отчетности объектов контроля, законности формирования и использования государственных средств.
Аудит эффективности - контрольные мероприятия, целью которых является определение эффективности (результативности, экономичности) использования государственных средств, которые направлены на осуществление запланированных целей и задач государства;
Стратегический аудит - комплексная оценка возможности достижения в установленные сроки стратегических целей и приоритетов государственной политики.
Непосредственно контрольные мероприятия на объектах осуществляют инспекторы, входящие в состав аппарата Счетной палаты. То есть инспекторы Счетной палаты - это и есть аудиторы в традиционном понимании, которые выполняют свои функции согласно ФЗ-307.
Только разобравшись с видами государственного аудита, можно дать определение данному понятию: государственный аудит - это контрольные мероприятия, целью которых является определение законности формирования государственных средств, эффективности их использования и оценка достижения поставленных перед государством целей в установленные сроки.
Таким образом, аудиторов Счетной палаты можно назвать "контролерами", а инспекторов - аудиторами, тогда можно будет провести аналогию между аудитом государственного сектора и аудитом коммерческих предприятий, вследствие чего государственный аудит будет ассоциироваться больше с аудитом, чем с контролем.